Местный бюджет – что это такое простыми словами
Содержание
Местный бюджет — это элемент государственной бюджетной системы, основной целью которого является обеспечение финансовой реализации деятельности местных органов власти, осуществляемой самими гражданами через избранные представительные органы. Для выполнения функций местных представительных и исполнительных органов они наделены бюджетными правами (имущественными и финансовыми).
Термин «бюджет» на древнескандинавском языке означает «сумка, кошелек, кожаный мешок» и представляет собой схему расходов и доходов данного лица (семьи, компании, страны), которые устанавливаются на определенный период времени, обычно год. Местные бюджеты — это основные каналы, которые помогают донести конечные результаты производства до населения. С их помощью государственные фонды распределяют финансовые ресурсы между отдельными группами населения и финансируют развитие производства.
Основные задачи
Местные бюджеты преследуют национальные экономические и социальные цели, потому что они выделяют средства на развитие и поддержание социальной инфраструктуры страны. Они складываются из неналоговых и налоговых доходов, в том числе средств, полученных за выполнение определенных государственных полномочий.
Основные задачи, выполняемые местными бюджетами:
- Получение денежного дохода, который будет финансово обеспечивать бесперебойную работу местного самоуправления.
- Пропорционально распределить финансовые ресурсы фондов по отдельным отраслям народного хозяйства.
- Четко контролировать хозяйственную и финансовую деятельность всех организаций регионального подчинения.
Распределение средств государственного бюджета между частями бюджетной системы Российской Федерации основано на принципе независимости городских бюджетов и их финансовой поддержки государством.
Формирование
Создание, утверждение и исполнение бюджетов, а также контроль за их пополнением осуществляются органами местного самоуправления в соответствии с правовыми нормами. Бюджетные средства на каждом уровне формируются за счет налоговых и неналоговых доходов. К неналоговым формам дохода относятся:
- прибыль от использования государственного имущества;
- прибыль от платных услуг организаций, финансируемых из бюджета;
- выделение ресурсов для финансирования осуществления полномочий, делегированных государством местным органам власти;
- выделение средств на финансирование реализации федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации;
- субсидии для компенсации дополнительных расходов, возникших в результате действий органов государственной власти, которые увеличили расходы или уменьшили доходы муниципальных образований;
- иные неналоговые доходы, полученные в соответствии с нормами, установленными федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации, а также правовыми актами органов местного самоуправления.
Налоговые поступления включают:
Ресурсы местного бюджета в основном используются для покрытия расходов, связанных с содержанием населения.
Расходы
Расходы местного бюджета зависят от плана и направления экономического и социального развития данного региона страны. На основании действующего Бюджетного кодекса Российской Федерации только из муниципального бюджета осуществляется финансирование многих функциональных статей расходов, а это означает следующие мероприятия:
- содержание местных властей;
- формирование государственной собственности и эффективное управление ею;
- организация, развитие и содержание учреждений здравоохранения, образования, культуры, спорта, средств массовой информации и других объектов коммунальной собственности;
- содержание правоохранительных органов;
- организация, обслуживание, развитие и управление жилищно-коммунальным хозяйством
- дорожное строительство, поддержание в надлежащем состоянии дорог регионального значения;
- благоустройство и благоустройство территорий государственной собственности
- своевременная утилизация, обезвреживание и переработка бытовых отходов;
- содержание кладбищ, находящихся в ведении муниципальных властей;
- организациятранспортные услуги для граждан и госпредприятий;
- обеспечение пожарной безопасности;
- охрана окружающей среды в коммуне;
- реализация целевых программ, принимаемых местными властями;
- обслуживание и своевременное погашение муниципальной задолженности;
- предоставление денег на гранты гражданам;
- ведение публичных городских архивов;
- проведение городских референдумов и региональных выборов.
Следует отметить, что основным направлением использования бюджетных средств является расходование средств на обеспечение безопасности и благополучия населения в городском образовании. Значительная часть всех расходов направляется в первую очередь на социально-культурные мероприятия:
- Здравоохранение.
- Жилищно-коммунальная сфера.
- Образование.
- Спорт.
- Культура и др.
Часто понятие местного бюджета отождествляется с концепцией консолидированного городского бюджета, который представляет собой набор бюджетов всех уровней данного региона, используемых в анализах, прогнозах и расчетах, и включает городской бюджет и бюджеты жилых комплексов. .
Местные бюджеты классифицируются по следующим основным характеристикам:
- цель и содержание деятельности;
- спектр компетенций.
По содержанию занятия делятся на два типа:
- Текущие, составляющие совокупность расходов и доходов единиц местного самоуправления, которые удовлетворяют основные потребности коммуны. В первую очередь, это расходы на финансирование субъектов хозяйствования, которые находятся в постоянной эксплуатации. Другими словами, это средства, предназначенные для поддержания работы городского хозяйства.
- Инвестиции, включающие в себя расходы и доходы, направленные на развитие и улучшение городской экономики.
Данная классификация достаточно условна, поскольку средства часто переводятся из одного бюджета в другой, но она чрезвычайно важна, поскольку помогает выявить и четко определить цели и задачи городского хозяйства, а также четко спланировать их перспективы. Без разделения на эти основные группы невозможно будет спланировать финансовую и выстроить структуру самой коммуны.
Бюджеты делятся на следующие типы в зависимости от целей деятельности, осуществляемой органами местного самоуправления:
- сосредоточение внимания на реализации собственных полномочий местных властей;
- осуществление государственных полномочий, делегированных государством региональному самоуправлению на основании законодательства.
Кроме того, выделяются три типа бюджетов с точки зрения условий финансового планирования:
- Краткосрочный (1 год).
- Среднесрочная (3 года)
- Долгосрочный (более 5 лет).
Классический вариант — годовой (краткосрочный) бюджет, но уместно и долгосрочное финансовое планирование, ведь без него сложно обеспечить всестороннее развитие экономики города.
Приведенные выше классификации считаются условными и в чистом виде не используются. Сам бюджет представляет собой сложный документ, содержащий несколько элементов упомянутых вариантов. Однако классификация помогает в создании более грамотной структуры бюджета, формировании бюджетных средств и планировании деятельности муниципального образования.